Время желаний

Время желаний

В августе, как обычно нас ждет звездный дождь. Но чтобы насладиться этим красивейшим зрелищем, стоит забраться подальше от мегаполиса: городской смог перекроет вам всю «картинку». На лоне природы вы получите все шансы лицезреть это ярчайшее явление природы. Причем вам даже не понадобится телескоп: Персеиды настолько ярки, что наблюдать их можно практически из любой точки земного шара безо всякого специального оборудования. А вот о чем действительно стоит позаботиться всем астрономам-любителям, так это о собственном комфорте: запаситесь шезлонгами или спальниками, теплыми пледами, термосом с горячим чаем, кофе или глинтвейном, и вы проведете – поверьте! – одну из самых незабываемых ночей в своей жизни!

Звездопад способен разбудить романтика даже в самом закоренелом прагматике. Сегодня абсолютно точно известно, что метеорный дождь не несет никакой опасности. Единственное исключение – душевнобольные люди: во время августовского «звездопада» они иногда становятся излишне возбудимыми и беспокойными. Правда, эти травмирующие психику симптомы легко устранить: достаточно лечь спать, тем более что ночь, по большому счету, для того и существует.

Быстрый и белый

«Падающие звезды» — это метеорные тела: маленькие частички вещества (обломки породы, частицы льда, межзвездная пыль), которые буквально врываются с атмосферу Земли. Они несутся с ошеломляющей скоростью – от 11 до 75 км/с. Из-за сильного трения они вспыхивают и полностью сгорают в атмосфере, так и не долетая до поверхности нашей планеты. В этом и состоит отличие метеорного дождя от метеоритного: метеориты тоже мчатся с большой скоростью, тоже разогреваются и загораются в атмосфере, но, обладая изначально большими массой и объемом, не успевают сгорать дотла и все-таки успевают совершить посадку на Земле.

«Выступления» метеоров из потока Персеид отличает завидная стабильность: как показывают многолетние наблюдения, их средняя скорость составляет 61 км/с (219 600 км/ч). Метеоры резко прочерчивают небо, вспыхивая на нем белыми звездочками. Именно белыми! Персеиды не перепутаешь ни с какими другими космическими объектами. Но если у вас все же возникнут сомнения, просто «верните» метеор «домой»: мысленно начертите траекторию его полета на небе. Если воображаемая линия пересечет созвездие Персея, будьте уверены: это он, метеор из потока Персеиды.

Звезда размером с песчинку

«Белые звезды» называют Персеидами именно потому, что с Земли кажется, будто «дождь» падает точно из центра этого созвездия. Но нет: Персей дал метеорам лишь название, а вот своим появлением на свет они обязаны комете Свифта-Туттля. Сама комета приближается к Земле лишь раз в 135 лет (и в следующий раз порадует землян только в 2126 году), но вот через ее хвост нашей планете доводится проходить каждый год. Пылевые частицы (лед, кусочки пород и межзвездная пыль), из которых состоит кометный «шлейф», и превращаются впоследствии в Персеиды. Так что хотите верьте, хотите нет, а большинство падающих звезд — это горящие метеоры размером с песчинку, максимум – со спичечную головку. Но как значительно, а главное, красиво Персеиды выглядят с Земли! Не пропустите это событие: время желаний бывает лишь раз в году…

Слезы Святого Лаврентия

Как «Слезы Святого Лаврентия» Персеиды были известны в Европе с давних пор. Тогда, правда, никто знать не знал ни о каких метеорах. Но 10 августа итальянцы отмечали день Святого Лаврентия, и падающие звезды, активизировавшиеся аккурат в середине последнего летнего месяца, считали горячими слезами мученика. Лаврентию действительно пришлось несладко: во времена римского императора Валериана в 258 г. до н. э. он принял мучительную смерть.

Валериан, как и полагается язычнику, всячески боролся с христианством: от запрета собраний и встреч верующих до физического истребления христиан. Лаврентий, отвечавший за имущество христианской церкви, ему явно мешал. В один прекрасный день император потребовал, чтобы Лаврентий передал ему все богатство церкви в три дня. Но тот иначе распорядился отпущенным ему временем: он просто-напросто перераспределил все церковное добро между малоимущими прихожанами. А на встречу к Валериану отправился в компании бедняка — хромого и слепого: дескать, именно этот страдалец и ему подобные и являются настоящим сокровищем и богатством церкви. «Сокровище» императору не понравилось. Лаврентий отправился на эшафот, навестив по дороге камеру пыток: однако не дрогнул, и церковное добро Валериану так и не отдал. Собственно, этим он и заслужил право называться «святым».

Нам же — в пору, когда с неба падают «слезы святого Лаврения» — полагается вспоминать его страдания и загадывать желание: «Звезда, моя звездочка, желаю чтобы…»

Звезды падали на Алабаму

Метеорные потоки ученые начали изучать в 1833 году, после того, как над Северной Америкой пролился не то что дождь, а «звездный» ливень: звезды будто фейерверком расцветили небо и падали на протяжении 10 часов. Это было такое впечатляющее зрелище, что оно надолго запало людям в память, вошло в легенды и предания индейцев и европейских переселенцев. А через сто лет, в память об этом событии, была написана джазовая композиция «Звезды падали на Алабаму». Ее исполняли Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра.

Ученые, разумеется, разобрались, с этим источником вдохновения. Им оказался метеорный поток Леониды. Имя этому потоку дало созвездие Льва, ибо с Земли кажется, будто звезды падают именно оттуда, но жизнь – комета Темпеля-Туттля. В 1833 году она как раз приблизилась к Земле, потому-то звездные осадки и оказались столь грандиозны. Этот метеорный поток можно будет увидеть и в этом году – в середине ноября. Но по яркости и интенсивности он, конечно, не сравнится с тем дождем, что выпал в 1833 году, когда в атмосфере Земли сгорала тысяча метеоров в минуту.

Наталья КУВШИНОВА

Источник